Главная >> Советница >> Лепи и развивайся - советы логопеда
19 | 10 | 2017
Лепи и развивайся - советы логопеда
Автор: Administrator   
06.10.2017 02:26

лепкаЛогопед Ирина Шашок из посёлка Михайловский подготовила полезный материал для всех, кто имеет детей и внуков и хочет, чтобы они росли успешными, увлеченными, умными людьми. Сегодня речь пойдёт о развитии мелкой моторики с помощью пластилина, теста и конструктора.

Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Я, как учитель-логопед и как мама двоих мальчишек дошкольного возраста, хочу предложить некоторые доступные способы для развития мелкой моторики рук. Но сначала немного о том, что же такое мелкая моторика и почему она так важна.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

А теперь расскажу об интересных способах развития мелкой моторики рук. Мои дети очень любят эти занятия. И я не сомневаюсь, что другие ребятишки с удовольствием будут лепить и конструировать.

Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка как письмо. Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха. Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а также различные приспособления (формочки), которые позволят выполнять некоторые детали пластилиновых фигур. Готовые изделия можно украсить бусинками, пуговицами, ракушками и прочим.

А еще лепить можно не только из пластилина, но и из теста. Сам процесс создания теста детей увлекает не меньше самой лепки. Приведу несколько рецептов необычного материала для лепки, опробованного мной и моими детьми.

1-й способ

Возьмите стакан средства для мытья посуды на глицериновой основе, 2 стакана муки и все это смешайте. Добавляйте муку, пока масса для лепки не станет однородной и пластичной. Готовый материал имеет приятный оттенок и замечательный аромат.

2-й способ

1 стакан крахмала и полстакана геля для душа - все смешать. Полученная масса мягкая и пластичная, она растягивается как жевательная резинка. А еще она вкусно пахнет.

3-й способ

В стакан средства для мытья посуды добавить полстакана муки и полстакана крахмала. Полученный комок отлично раскатывается и мнется.

4-й способ

Соленое тесто, самый простой рецепт: 1 часть мелкой соли на 2 части муки, немного воды для замеса.

Еще вариант теста: 250 г муки, 125 г соли, 1,5 ст. л. растительного масла, 50 мл воды.

И еще: 200 г муки, 200 г соли, 1 ст. л. сухого обойного клея, 125 мл воды (можно меньше, чтобы тесто было круче). Воду добавляем в сухие смешанные ингредиенты тонкой струйкой, тщательно вымешивая.

В домашний пластилин можно добавить при смешивании пищевой краситель, чтобы добиться нужного оттенка. Такой пластилин необходимо хранить в закрытом контейнере или целлофановом пакете, так как он имеет свойство подсыхать на открытом воздухе.

Лепить можно объемные и плоские фигурки и узоры, буквы и цифры, животных и транспорт, создавая пластилиновые картины и истории.

Конструкторы ЛЕГО

В жизнь нашей семьи они вошли почти четыре года назад. Когда старшему сыну было три года, он получил в подарок на день рождения свой первый конструктор ЛЕГО. Кто не знает этих маленьких человечков и их замечательный и такой разнообразный мир? Сейчас почти каждый ребенок имеет возможность наилучшим образом реализовывать свой потенциал в области дизайна и конструирования, используя различные наборы ЛЕГО.

Конструктор ЛЕГО обладает высокими образовательными возможностями, отличается многофункциональностью (ребенок самостоятельно создает множество обучающих и игровых ситуаций), хорошими техническими показателями (привлекательный внешний вид, безопасен для детей в игре, прочен, с длительным сроком службы). Конструктор яркий, побуждает детей к действиям с ним, обладает большим развивающим потенциалом. Заслугой разработчиков является и то, что ребенок стремится использовать готовые изделия в игре либо создавать предметы для нее.

Игра - самая серьезная, ведущая деятельность дошкольника. Уже в раннем возрасте родители приобретают красивые игры и игрушки для своих малышей, в том числе и конструктор ЛЕГО. Но как бы те ни были хороши, они не могут принести той пользы, которую от них можно получить, если рядом не будет мамы или папы. Взрослые, в силу большой занятости, незнания психофизических особенностей дошкольника, а порой и неумения и нежелания играть, часто ограничиваются тем, что радуют ребенка новой игрушкой, считая, что на этом их «родительская миссия» закончена. Дефицит общения с родителями приводит к ощущению одиночества, речевым нарушениям. Ведь даже такой эффектный конструктор, как ЛЕГО, не может заменить ребенку родителей. Получая красивую игрушку, ребенок больше всего будет рад общению с близкими ему взрослыми, поэтому родителям следует не просто порадовать ребенка конструктором, а включиться в игру: удобно расположиться рядом, рассмотреть все детали (форма, цвет, размер), выяснить с ребенком способы крепления, поиграть, придумать разные веселые истории с персонажами из ЛЕГО. Во время совместной с родителями игры ребенок не чувствует себя одиноким, формируются и укрепляются взаимоотношения, развивается чувство уверенности в себе.

В следующем выпуске «Советницы» Ирина Шашок расскажет о том, как развивать мелкую моторику с помощью песка

Фото из открытого источника

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции "Чулымской газеты"

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить