Главная >> Творчество >> Первая выставка картин Елены Лаврик
21 | 10 | 2018
Первая выставка картин Елены Лаврик
Автор: Administrator   
09.07.2018 02:59

Елена ЛАВРИК 18 г.Не так давно в Чулымской межпоселенческой библиотеке появилась новая экспозиция – выставка работ чулымской художницы Елены Лаврик.

Елена Степановна не только преподаёт изобразительное искусство в Чулымском лицее, но и сама много рисует, осваивая новые техники. Большинство своих работ автор оставляет лицею или дарит друзьям. Выставить своё творчество на широкую публику Елена Лаврик решилась впервые – по настоянию коллеги Тамара Ваганцевой и сотрудника библиотеки Галины Разумовой. Наш корреспондент побывал на выставке и пообщался с художницей.

- Елена Степановна, вы уже много лет преподаёте детям изобразительное искусство. Как в вас уживаются художник и педагог?

- Толчок в жизни мне дала Тамара Михайловна Ваганцева, которая была директором школы №40, где я начинала свой педагогический путь. Она, можно сказать, мой путеводитель. Учителей начальных классов было достаточно, и она приметила, что у меня есть способности к рисованию, и позволила развиваться в этом направлении. Я ухватилась за это, и ничуть не жалею. Начинала с самого лёгкого – простого карандаша, потом перешла на краски, на гуашь. Мы с ребятами изучаем материал, который связан с каким-то художником, - а художники все неординарные, работают в разной технике. Мне, прежде всего, самой интересно попробовать эту технику, а потом ребят научить. Ведь можно рисовать не только красками, но и пастелью, мелом по чёрной бумаге, акриловыми красками. Сейчас у меня новое увлечение – рисование шерстью. Так что тематика меняется не только по настроению, но и по теме изучения материала.

- А есть у вас любимая техника, которая ближе всего к душе?

- Больше люблю работать пастелью. Она удобная, бархатистая, нежная, воздушная. Не кисть держишь в руках, а карандашик – он как будто твой палец. Когда начинаешь растушёвывать, ты полностью чувствуешь это своими пальцами. Пастель даёт большие возможности изобразить то, что ты видишь и хочешь выразить на бумаге. Плюс огромное разнообразие цветовой гаммы. Во время работы, сам того не замечая, переходишь от одного цвета к другому и смотришь – рождается картина.

Образцом в этом мне служат произведения Николая Рериха. Когда я познакомилась с ними, поняла, что такая школа работы с пастелью доступна и ребятам. На примере его работ начала преподавать и сама рисовать. С помощью картин Рериха можно наглядно показать точку удаления, то есть перспективу, научить при помощи двух контрастных красок изображать объём.

Люблю работать в технике Ван Гога - мазками. Для этого используется тяжёлая краска: гуашь, акварель, акрил. Масляными пока не бралась – для этого нужно время, и аллергия иногда бывает на растворители.

- Елена Степановна, многих «зрителей» интересует вопрос: как появляются сюжеты картин, откуда берутся идеи?

- Во многом они продиктованы работой учителя. Например, давая детям тему «Натюрморт. Предметы», думаешь, как показать эти предметы. Начинаешь создавать композицию и рисовать сама. Дети видят, как из набора предметов получается художественный сюжет, и тоже увлекаются. Стараемся использовать старые вещи. Например, керосиновая лампа. Она же по сути ничего не стоит. А если её рассмотреть в карандашной графике – у неё формы. Она изящная, даже похожа на барышню. Опираемся на стихи русских поэтов. Вот сосна из стихотворения Михаила Лермонтова «На севере диком». Казалось бы, картина Ивана Шишкина всем известна, но можно этот же сюжет по-своему увидеть, и у детей это неплохо получается.

Сама я больше люблю природу. Люблю изображать либо осень, либо лето, потому что для зимних пейзажей нужны холодные краски. А у многих ребят любимый сюжет – осенняя роща и уходящие вдаль два силуэта.

- Глядя на ваши работы, я обратила внимание, что в них присутствуют религиозные мотивы, причём не только христианские. Это тоже влияние Рериха? Есть даже копии его картин.

- Да, я интересуюсь его творчеством. Это философ и мистификатор. По сути, он всегда искал гармонию. Перейдя из православия в буддизм, погрузившись в разные культуры, пройдя путь от России через Алтай и Монголию на Тибет, он нашёл свою точку соприкосновения с миром. У него яркие краски. Образы в его картинах, будь то гора или река, имеют свою философию, наполнены символами. Есть картины, отражающие и даже предсказывающие события, которые происходят в стране. Например, православные соборы, окружённые кольцом огня. Как будто он предвидел грядущую революцию. Его мир в том, чтобы дать добро. Нужно познать себя, этот мир, соприкоснуться с тем, что вокруг тебя… Очень жаль, что мне не удалось побывать на выставке Н. Рериха, которая проходила не так давно в Новосибирске.

- А вообще в музеях любите бывать?

- Я люблю музеи. Если выдаётся такая возможность, обязательно посещаю. Правда, работа не всегда позволяет выезжать в город. Поэтому есть такая мечта: сделать в Чулыме помещение галереи, чтобы работы талантливых людей, живущих здесь, были доступны для просмотра. Есть много хороших художников, есть замечательные детские работы, которые лежат по домам. А если бы организовать большую выставку в хорошем зале! Распределить работы по темам, сделать правильное освещение, дать зрителям возможность смотреть картины на оптимальном расстоянии. Ведь работа совершенно по-иному смотрится, если она правильно преподнесена. А по выставке работ можно узнать характер художника, его душу.

- Елена Степановна, на ваш взгляд, учить изобразительному искусству – это дело техники, или всё-таки пробуждение дара?

- Мы, учителя, пишем планы. А мой план – это мой набросок. Стараюсь, чтобы детям было интересно, чтобы они увлеклись. Я и сама всё время захвачена новыми идеями. Сейчас я увлекаюсь холстами, причём мы их делаем сами. У нас в лицее есть замечательный человек – Анатолий Чернышев, он делает мне рамки. Я покупаю рогожу, мы грунтуем её, потом шлифуем, покрываем белой водоэмульсионной краской. И потом по холсту можно работать. Конечно, есть возможность это купить, но мы решили сделать сами.

- То есть ваша задача – пробудить у ученика интерес, а затем уже он нарабатывает технику и раскрывает свои таланты. Но как вам, из года в год преподавая один предмет и одни темы, удаётся вырваться из замкнутого круга и двигаться вперёд?

- Я стараюсь. Тема одна и та же, но подход новый. Например, изучаем символы. Начинаю копаться в литературе, чтобы показать тему на реальных примерах. И прихожу к архитектуре. Сейчас у нас все дома однотипным пластиком обшиты. А раньше были оригинальные ставни, наличники, коньки – и это не просто украшение, а обереги. Вот и разбираемся с ребятами, какой использовался узор и что он символизировал. Дети любят архитектуру. Правда, у нас в городе мало возможностей показать стиль. Поэтому берём Санкт-Петербург, рижские улицы, старинные дома. В каждый урок вношу крупицу нового… Обидно, когда дети говорят, что мой предмет не обязателен. На это я отвечаю им: если бы человек не рисовал, он бы ничего не создал. Когда-то он просто взял уголёк и нарисовал что-то на стене. Потом начал изображать, чертить, лепить, строить. Надеюсь, мои аргументы переубеждают ребят.

Беседовала Майя Демочкина

Фото Ларисы Рощиной

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции "Чулымской газеты"

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить